Фармацевтический рынок России 2021: новые правила игры
2020 год оказался сложным для всех отраслей. Для фармацевтической индустрии пандемия стала катализатором, который обострил многие вызовы, стоящие перед индустрией. Среди них можно выделить следующие:
- изменение режима налогообложения для аптек;
- растущий спрос на фармацевтическую продукцию;
- дефицит определенных групп лекарств;
- усиление государственного контроля за оборотом фармпродукции;
- введение обязательной маркировки лекарств;
- подготовка новых законопроектов.
Рассмотрим несколько ключевых трендов, которые на глазах меняют ландшафт российского фармацевтического рынка. С одной стороны, этот процесс сопровождается рисками, с другой – для подготовленных игроков отрасли открывает новые возможности.
Падение продаж
В январе-марте 2021 года продажи аптечных сетей в России показали отрицательную динамику. За этот период оборот рынка лекарств, пищевых добавок и медицинских изделий, по оценке DSM Group, составил 3,83 млрд евро, что на 11,5% меньше, чем за первый квартал прошлого года.
Небольшой рост выручки от оптовых продаж лекарств DSM Group зафиксировала только в январе: суммарно она составила около 1 млрд евро, что на 3,5% больше, чем было в январе 2020 года. Однако аналитики характеризуют такой рост как «остаточное явление» высоких продаж в декабре прошлого года.
Самым провальным месяцем первого квартала 2021 года оказался март, когда выручка аптек снизилась на 26,1% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года) – до 1,36 млрд евро.
По данным аналитиков, в 2020 году ситуация была кардинально иной. В январе-марте продажи выросли на 18% по сравнению с 1 кварталом 2019 года – до 4,35 млрд евро. А в марте прошлого года на фоне ажиотажного спроса на лекарства в период самоизоляции аптеки продали лекарств и пищевых добавок на 1,85 млрд евро, показав взрывной рост – на 81,3%.
Растущий спрос
Падение продаж в коммерческом секторе никак не отразилось на показателях фармацевтических компаний, поскольку в этот же период выросли потребности государственных медицинских учреждений, что повлияло на рынок госзаказа. Headway Company оценил объем объявленных тендеров в первом квартале 2021 года в 2,26 млрд рублей. Для сравнения, в 2020 году объем этого рынка не превышал 2,14 млрд руб, а в 2019 – 1,66 млрд.
Развитие ценообразования
Влияние государства на ценообразование фармацевтической продукции по-прежнему остается одной из ключевых проблем отрасли. В прошлом году резко выросла стоимость сырья, которое большей частью импортируется, что повлияло на себестоимость препаратов, которая превышала допустимые розничные цены. Именно поэтому некоторые производители не смогли обеспечить производство ряда лекарств из перечня жизненно необходимых по ценам, установленным государством, что вызвало дефицит в российских аптеках осенью 2020 года. Иностранные компании также не выдерживали требования регулятора. В этот момент для импортеров особенно остро встал вопрос о сокращении логистических и административных издержек за счет передачи части функций доверительному партнеру, работающему в России.
Законотворческая активность
Представители фармацевтической отрасли и в дальнейшем будут находиться под пристальным вниманием государства. Сейчас обсуждается сразу несколько важных законопроектов, которые определят развитие коммерческого сектора фармацевтического рынка в ближайшие несколько лет.
Одна из законодательных инициатив касается регулирования аптечных сетей. Если закон будет принят, рыночная доля каждой аптечной сети в любом населенном пункте не сможет превышать 20%. Помимо борьбы с монополизацией на этом рынке, законопроект направлен на то, чтобы переключить внимание компаний с центральных районов с высоким платежеспособным спросом на удаленные территории. Принятие этого закона должно серьезно изменить ландшафт рынка, прежде всего – розничной торговли. Побочные эффекты от его введения пока сложно оценить в полной мере, однако и российским, и иностранным компаниям уже сегодня необходимо учитывать эти ограничения в своей стратегии.
Усиление протекционизма
Некоторые законодательные инициативы вызывают особую тревогу у представителей фармацевтического сообщества. Прежде всего, речь идет о введение нового правила, получившего название «Второй – лишний». Его авторы предлагают ограничить доступ к госзакупкам стратегически важных препаратов для компаний, которые не имеют полного производственного цикла в России. Цель законопроекта – снизить зависимость фармрынка от импорта. Однако, по мнению экспертов, он имеет существенные недостатки, может привести к снижению конкуренции и спровоцировать дефицит льготных лекарственных препаратов.
Летом 2021 года представители ведущих фармацевтических компаний направили в правительство РФ письмо с просьбой отклонить этот законопроект, однако реакция кабинета министров на обращение пока неизвестна.
Зависимость от импорта
Стратегия российского правительства направлена на уменьшение доли импорта в том числе фармацевтической продукции. Существенные меры господдержки в последние годы позволили окрепнуть российской фарме, компании начали выводить на рынок собственные разработки. С 2015 по 2019 год количество производственных площадок увеличилось на 80%, а доля фармсубстанций российского происхождения, необходимого для изготовления лекарств, выросла на 60%. Однако российские компании все еще не готовы конкурировать с мировыми лидерами отрасли, поэтому доля импортных лекарств и сырья по прежнему остается высокой. Сегодня Россия импортирует до 80% фармацевтической продукции, так что говорить об импортозамещении на этом рынке пока преждевременно.
ОРФЕ: адаптация к российской реальности
Работать на российском фармацевтическом рынке – выгодно, но при условии, что компания способна быть гибкой и имеет в России надежного и опытного партнера.
ОРФЕ обладает уникальной компетенцией выступать в качестве универсального инструмента продаж для иностранного производителя без необходимости организовывать на территории России затратного обособленного подразделения.
Многолетний опыт работы в российской фармацевтической отрасли позволяет компании ОРФЕ всегда оставаться в курсе законодательных изменений и предлагать партнерам индивидуальные решения, исходя из текущей ситуации. Сотрудничая с нашей компании, вы получаете полный комплекс услуг – от обеспечения транспортной логистики до расширения клиентской базы. Это поможет увеличить продажи и снизить операционные расходы. В нашем активе есть следующие инструменты:
- таможенный представитель,
- склад временного хранения,
- таможенный склад,
- собственный склад категории “А”,
- наличие лицензии для оптовой торговли лекарствами.
- клиентская база, состоящая из 200 торговых и оптовых российских компаний, и пр.
Компания ОРФЕ – надежный проводник на российском фармацевтическом рынке. Если вы хотите узнать больше о том, как работает фарминдустрия в России, свяжитесь с нами.
Comments are closed